Jump to content
Гуськофф

Малоизвестные факты из истории «Нивы»

Recommended Posts

«Знание собственной истории - признак культуры. Знание истории отечественного автомобиля - отличительный знак воспитанного автомобилиста».
Мы считаем, что человек должен испытывать гордость за свою страну, а для этого он должен (имеет право) знать о достижениях ее и ее людей. Они есть, но, как показывает жизнь, о них мало кто знает и еще меньше их помнят... Рассказывая о малоизвестных фактах отечественной автомобильной истории, мы даем повод лишний раз испытать гордость за наше Отечество. А воспитанный (читай - образованный) автомобилист и ведет себя на дороге соответственно. Теперь задумайтесь над этим и ответьте себе сами - имеет это отношение к Тюмени?
Итак, продолжаем. Сегодня - история первого в мире кроссовера

36 ЛЕТ НАЗАД...
Тридцать шесть лет назад советским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому не было в мире. Своим появлением он сломал стереотипы и стал родоначальником нового класса. Имя его - ВАЗ-2121 «Нива».

КТО ЗАКАЗАЛ «НИВУ»?
Работа над автомобилем началась в далеком уже 1970 году. Задачу - «создать автомобиль для села» - поставил конструкторам ВАЗа Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР. Он «попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», способный ездить в условиях бездорожья. Первоначально конструкторы предполагали лишь увеличить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным приводом, но затем решили сделать принципиально новый автомобиль. Задача оказалась крайне сложной...

В ЧЕМ БЫЛА НОВИЗНА «НИВЫ»?
Инженеры ВАЗа замахнулись на немыслимое: в сжатые сроки создать первый в мировой практике комфортабельный внедорожник малого класса! Почти все выпускаемые тогда джипы имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх. Русские решили делать все с точностью до наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов и комфортабельный салон. Этими качествами обладали тогда лишь Range Rover, Jeep Wagoneer и, пожалуй, Genser FF, но это были автомобили другого класса.
Кстати, постоянный привод на все колеса был применен на «Ниве» не из желания соответствовать моде (ее тогда еще не было) и не из желания обеспечить устойчивость автомобиля на скользкой дороге (этот вопрос даже не обсуждался), а вынужденно, от бедности. Это первый из перечисляемых фактов. Дело в том, что обязательным условием постановки автомобиля на конвейер было использование агрегатов от легковых ВАЗов - для удешевления производства. А «жигулевские» детали трансмиссии не выдерживали перегрузок от «гуляющей» по ней паразитной мощности, дифференциалы и главные передачи быстро выходили из строя. Вспомнили об исследованиях, проведенных конструктором А. X. Лефаровым на МАЗе еще в 50-е годы: он тогда пришел к выводу, что при определенном сочетании конструкторских решений ведущее колесо испытывает сопротивление качению меньшее, чем ведомое. Соответственно, уменьшаются и нагрузки на трансмиссию. Для достижения этого эффекта нужно лишь включить в трансмиссию межосевой дифференциал. По этому принципу была выполнена трансмиссия полно-приводного грузовика МАЗ-501. Было это в 1955 году. Специалисты Audi пришли к аналогичному выводу значительно позже – их знаменитый Quattro дебютировал лишь весной 1980 года… Так что широко распространенное мнение, будто пионеры постоянного полного привода на серийных автомобилях именно они – не более чем успешный рекламный миф. Все уже изобретено до них. В СССР.
Факт второй: раздатка, установленная на опытных образцах «Нивы», позволяла включать на выбор передний, задний либо оба моста, то есть автомобиль мог быть переднее-, задне- или полно-приводным! На серийных автомобилях от такой раздаточной коробки пришлось отказаться по экономическим и технологическим причинам…

«РУМЫНСКИЙ ФИАТ»
Первый вариант автомобиля под рабочим названием «Э2121» был готов уже через два года после получения задания. Его тут же прозвали «крокодилом» за рубленные угрюмые формы

Линии кузова были прямы, верх брезентовый, переднее стекло – откидное. Ничего общего с привычной нам «Нивой» тот автомобиль не имел. На нем обкатывали идеи. Первые четыре «Нивы» в привычном облике были собраны к концу 1973 года. Все работы над новинкой окружал режим строжайшей секретности. Факт третий: для введения особо любопытных в заблуждение на прототипах закрепили таблички с эмблемой несуществующей марки Formika (по-латыни - муравей). На испытаниях всем окружающим машину «по секрету» представляли как новый...румынский ФИАТ. Для этого решетку радиатора даже увенчали литерой «F». Слухи в народе расходятся быстро: одна из машин проходила испытания в Средней Азии, и ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прибывший туда самолетом, уже в аэропорту Ташкента «узнал», что в этих краях румыны испытывают какой-то новый полноприводный ФИАТ! Так работала маскировка проекта. Разработка «Нивы» до нужного времени так и осталась тайной за семью печатями - хранить секреты в СССР умели

КАК ЕЕ ИСПЫТЫВАЛИ
Перед государственной комиссией встал вопрос: по какой программе испытывать необычную машину? Стандартная программа тестов вездеходов была очень жесткой: почти без асфальта, с большим процентом бездорожья. «Легковая» же программа, наоборот, включала преимущественно асфальт и лишь чуть-чуть укатанного грунта и щебенки. Ни тот, ни другой вариант в чистом виде для универсальной машины не годился. В итоге обе программы были «перемешаны», что отразилось в появлении новых ГОСТов на испытания. Это было официальным признанием появления новой категории автомобилей - «легковых полно-приводных». «Нива» открыла новую страницу в истории не только отечественных, но и всемирных внедорожников. Испытывали «Ниву»,в первую очередь на Дмитровском автополигоне. Там была и целина, и раскисший грунт, и натуральное болото. В сравнительных испытаниях кроме «Нивы» приняли участие серийный УАЗ-496Б и два лучших в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В итоге, будучи самой слабой, относительно легкая «Нива» превзошла всех по умению проходить короткие трудные участки с ходу - у испытателей даже появился термин для обозначения этого качества машины: динамичное преодоление препятствий «Нивой» они называли «пролетаемостью». Правда, на длинных тяжелых участках, где от машины требуется умение идти медленно, но долго, внатяг, «Нива» проигрывала тем же «уазам» и «Ленд Роверам». Каждому свое.
Автомобиль тестировали еще долго и жестко - от дорог Памира и бездорожья Урала до песков Средней Азии. В итоговом отчете комиссия дала такую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приемочные испытания и пригоден для постановки на производство и поставки на экспорт». 31 июля 1975 года вышел соответствующий приказ Минавтопрома за № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива»


ПЕРВЫЕ 50
Близился очередной, XXV съезд КПСС. В лучших советских традициях на заводе было решено «в подарок съезду» собрать 50 новых автомобилей. Их собрали в феврале 1976 года, по так называемой обходной технологии. Факт четвертый: автомобили из этой партии (ее называли опытно-промышленной) в продажу не поступали, а были распределены по организациям в разные регионы страны. Таким образом, «авторитетные» мнения о том, что кто-то обладал «Нивой» из первой партии - очередной миф.
Эксплуатация опытных «Нив» проходила под наблюдением «вазовцев», которые регулярно облетали эти регионы, собирали информацию и разбирались с дефектами. А 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая по-настоящему серийная «Нива». Напомним: выпуск «Нивы» начался за три года до того, как Audi освоила производство своей первой модели с постоянным полным приводом. Это пятый факт. Факт шестой: в 1977 же году был снят 30-минутный (!) рекламный ролик под названием «4х4» с участием «Нивы», где она демонстрировала строителям коммунизма все, на что способна и даже немного больше того. И после этого кто-то еще будет утверждать, что реклама в СССР появилась после перестройки?..


СКОЛЬКО ОНА СТОИЛА?
Первые «Нивы» стоили ровно 9000 рублей (чуть меньше «Волги»). 1 июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и «Нива» потянула уже на 10300 целковых. Это снизило покупательский интерес к ней, и ценник вернули в прежнее русло. Но главной проблемой для советского человека всегда были даже не деньги, а невозможность потратить их: мало того, что до 80% всех собранных «Нив» уходило на экспорт, так еще и купить оставшиеся 20% было непросто - дефицит!
Мнение, будто «Ниву», как и большинство советских машин, за рубежом продавали по дешевке - еще один миф. В отличие от других советских авто, «Нива» за бугром всегда стоила дорого. Это факт седьмой. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная - чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7999 фунтов стерлингов (12078 долларов США по курсу того времени).

Share this post


Link to post

В отличие от других советских авто, «Нива» за бугром всегда стоила дорого. Это факт седьмой. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок,

Я, в 1987-м, нарвался на журнальчик, в Италии. Там конкурс провели, среди тогдашних джипов. Номинаций было- 14. Во всех, без исключения, номинациях, "Нива" заняла последнее- 14-е место. Кроме одной. В ней она заняла - 1-е место. Эта номинация называлась- "Скоростная езда по бездорожью". Конкуренты были самые, что ни есть- высшие. 

Я это хорошо запомнил. :-)

Share this post


Link to post

Share this post


Link to post

Ща как раз Нифку себе подыскиваю , завтра товарищ поедет смотреть одну для меня да и фотать. Всё таки Нива машина для говен самое то :)

Share this post


Link to post

там и сабля о которой Игорь рассказывал.видите какой я честный :89ab73eb72baed9d933bb10ba87eb2b а нива самая классная это у чегивары

post-4286-0-22966600-1389297219_thumb.jpg

post-4286-0-00075300-1389297305_thumb.jpg

post-4286-0-16614100-1389297328_thumb.jpg

Share this post


Link to post

Да Серега на зиму хорошо законсервировал ее.

Share this post


Link to post

нива отличная машина,были даже плавающие варианты для МО,но.... оно отказалось от выделения денег,были раздатки которые позволяли выбирать задне-передне или полноприводный режим,дохрена было разработок новейших  на то время, но опять но...

первый "живой"прототип-крокодил Гена 1972

post-2799-0-70050800-1389332552_thumb.jpg

разные "лица" 

post-2799-0-58550600-1389332551_thumb.jpgpost-2799-0-20426500-1389332553_thumb.jpgpost-2799-0-50681300-1389337196_thumb.jpg

испытания прототипа для МО

post-2799-0-17304600-1389332552_thumb.jpg

и реклама за рубежом(прошу пардона у ТС,но в бундесе она стоила чуть меньше :-[  )

post-2799-0-01184000-1389332551_thumb.jpgpost-2799-0-81926400-1389332553_thumb.jpg

post-2799-0-46244000-1389337179_thumb.jpg

post-2799-0-27197100-1389337195_thumb.jpg

post-2799-0-06022400-1389337196_thumb.jpg

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×