Перейти к публикации
al-strannic

клейма на турецких трубках

Рекомендованные сообщения

Кто имеет какую-нибудь инфу о клеймах на турецких трубках, прошу поделиться, т.к. это уже вторая с клеймом(правда клейма разные). Найдены в Измаиле Одесской обл. Заранее спасибоИзображениеИзображение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Особой категорией керамических находок на позднесредневековых памятниках Причерноморья являются курительные табачные трубки. Вместе с тем, это, видимо, самая неизученная категория материала. Благодаря легкости перевозки, недолговечности службы каждого конкретного изделия и клеймам цехов и отдельных мастеров они вполне могут претендовать на роль "амфор позднего средневековья и нового времени".

Справедливо полагают, что трубки появились вместе с обычаем курения. Хотя по этой причине трубки часто датируют XVI-XVIII вв., необходимо признать, что само курение распространилось в Европе почти через столетие после открытия Нового Света. Первым курильщиком стал губернатор Вирджинии Ральф Лэйн. В 1586г. он научил курить лорда Уолтера Рэйли и подарил ему трубку[1]. Ее форма была заимствована у индейцев – трубки доколумбовских времен хорошо известны по изображениям на рельефах[2]. Новый обычай распространился необыкновенно быстро. К 1602 г. относятся первые клейменые английские трубки, а в 1619г. оформился цех мастеров-трубочников в Лондоне[3]. Между 1601 и 1603 гг. курение трубок широко распространилось в Египте, считается, что именно оттуда оно попало в Турцию[4]. Однако Р.Робинсон обнаружила источник, указывающий на знакомство с курением в Турции еще раньше, в 1599г.[5]. В Софии, втором по размерам городе в Османской империи, цех трубочников впервые упоминается в 1604 г.[6]. После пожара 1633 г. в Константинополе курение в стенах города было запрещено вплоть до 1650-х гг., но бороться с этим явлением было уже бесполезно[7].

Дольше других сопротивлялась новому обычаю Россия. Табак считался "чертовым ладаном", а курение - "дьявольским каждением"[8]. Первое запрещение торговли, курения и хранения табака относится к царствованию Михаила Федоровича, 1634г. Запрет был подтвержден Соборным Уложением 1649г., причем почти все незаконные действия, связанные с табаком карались смертной казнью. Здесь же указывается и основной источник товара - "литовские люди"[9]. Только в 1697г. Петр Алексеевич издал указ о свободной продаже табака "в Москве и городах"[10]. В Указе было отмечено существование тайной продажи в Великороссию табака из Черкасс (возможно, Области Войска Донского)[11]. Курение и культивирование табака распространилось с необыкновенной быстротой, и уже в начале 1704г. английский посланник в России Чарльз Вайтворт на дороге в Смоленск видел 50-60 саней, груженых дешевым табаком низкого качества, выращенным в Черкассах. Современный ему английский источник неизвестной степени достоверности указывает, что ареалом выращивания табака были Азов и восточное побережье Черного моря[12].

Как видим, ожидать появления трубок можно только с последних лет XVI в., в Восточной Европе даже позже – с начала XVII в. Реальных находок, относящихся к этому времени пока не найдено, и даже предметы конца XVII в. редки.

В советской историографии для датирования трубок наиболее часто используют широчайший интервал – XVI-XVIII вв.[13]. При этом, видимо, считают, что курение распространилось в Старом Свете вскоре после открытия Америки. Уже были изложены факты, не допускающие такой нижней даты: появление курения в Европе относится к самому концу XVI в., и с небольшим опозданием распространяется в Азии. Обычно не учитывается, что глиняные курительные трубки продолжали бытовать и в XX в.[14].

Кроме того, существует мнение, что в Азии глиняные трубки начали

использоваться задолго до появления табака[15]. (В зарубежных работах это положение обычно просто постулируется: "по мнению некоторых исследователей").

Мне известны случаи, когда советские археологи публиковали "турецкие" трубки, датируя их VIII-XIII и XIV вв.[16]. В этих случаях ранние датировки связаны со стратиграфическими ошибками. Дж.Хейс привел аналогичные примеры ("турецкие" трубки часто путают с краснолаковой керамикой, есть случаи датирования их римским временем)[17]. В.Б.Виноградов убедительно показал, что трубки, находимые в погребальных комплексах Северного Кавказа, относятся ко времени не ранее XVIII в.[18].

И хотя, кажется, есть свидетельства производства глиняных курительных трубок с короткой втулкой в Юго-Восточной Азии в более раннее время (вплоть до XI в.)[19], нет ни одной находки, относящейся ранее, чем к XVII в., ни на западе Азии, ни на востоке Европы. Возможно, со временем удастся выявить трубки самого конца XVI в., но упомянутые находки из Азербайджана и Дагестана никак не могут быть удревнены до XIV в. и более раннего времени. В противном случае единичные их находки обязательно были бы известны на "чистых" однослойных городищах Поволжья. В византийских и раннеосманских комплексах в Константинополе они также не встречены[20].

С распространением курения появились два вида трубок: европейские (белоглиняные с длинным монолитным мундштуком) и "турецкие" (с короткой втулкой для деревянного мундштука). Последние были распространены в Османской империи и сопредельных странах, в том числе в России.

Остается не вполне понятным то, каким образом появились трубки с короткой втулкой для мундштука. Видимо, это стало одной из причин мнения о более раннем распространении курения в Азии. Мне кажется, в данном случае нет никаких оснований претендовать на существование преемственности в производстве между Европой и Турцией или Юго-Восточной Азией и Турцией. Технология производства трубок не могла иметь местных корней, т.к. она требует особого сырья и особых инструментов. Христианская Европа также не могла предоставить Турции "готовых" мастеров, а научение в этой области происходит только путем непосредственного контакта мастера и ученика[21].

В результате турецким ремесленникам пришлось создавать собственную технологию, получив лишь самые общие представления о ней от европейцев. При этом могла быть и была заимствована техника штамповки в двусторонних формах. Центральные мастерские долго подражали европейским, используя белую глину; у наиболее ранних турецких трубок самые длинные мундштуки, что также можно расценивать, как подражание европейцам[22].

Самым сложным процессом при производстве трубок в Европе было изготовление длинных монолитных мундштуков и подготовка глины для них. Эта операция требует специальных навыков. К примеру, на трубочной и ценинной мануфактуре Афанасия Кирилловича Гребенщикова, первом русском заводе по производству трубок, для этой цели был нанят мастер-специалист - голландец по происхождению - Арсент Кронфельт[23]. Хотя этот технический руководитель-иностранец умер в течение ближайшего года, его смог легко заменить ученик - Спиридон Иванов Политов. В Турции выход был найден очень просто: монолитный мундштук был заменен отдельной деревянной деталью. К тому же это давало неоспоримые преимущества в использовании. Следовательно, турецкие трубки можно считать собственным изобретением народов Османской империи или их ближайших соседей.

Эту категорию находок стали пристально изучать в последние два десятилетия. Наиболее полно изданы и исследованы коллекции трубок из Болгарии. Именно в Болгарии началось внимательное изучение клейм на

трубках, в этой области были достигнуты значительные успехи; были выделены "фасоны" трубок, характерные для Софии и Варны, выявлены первые трубки с абсолютными датами на клеймах и т.д.[24].

Предварительная типология турецких трубок была сделана Дж.Хейсом[25]. Источником для его исследования явилась коллекция из раскопок Сарач-хане в Константинополе. Этот автор выделил серию "фасонов" и определил их хронологические рамки, впрочем, весьма условно.

Две большие статьи были опубликованы Р.Робинсон[26]. В них были изданы коллекции трубок с Керамика, афинской Агоры и из Коринфа. Р.Робинсон сделала несколько наблюдений, пригодных для датирования. 1) Наиболее ранние трубки сделаны из серой глины, а на рубеже XVII-XVIII вв. их вытесняют красноглиняные. 2) У наиболее ранних трубок (по ее мнению конца XVII в.) угол между чашечкой и втулкой близок к прямому или даже больше. 3) Отверстие втулки в процессе эволюции увеличивалось от 0,7 до 1,7см. Эти выводы можно признать верными лишь отчасти, т.к.:

1) Известны красноглиняные трубки с отверстиями втулок меньшими, чем у сероглиняных (№4-№№7-9 каталога);

2) В Софии, где корпорация мастеров по изготовлению трубок оформилась еще в самом начале XVII в., а в 1604г. уже была зафиксирована письменным источником, сероглиняных трубок, видимо, вообще не делали[27];

3) Трубки с датами конца XVП в. на клеймах изготовлены из красной глины и имеют достаточно выразительный острый угол между чашечкой и втулкой[28].

Публикации отдельных коллекций из Румынии, Абхазии,Грузии, Азербайджана, не дают, впрочем, целостной характеристики трубок. Издана серия трубок XVШ в. из Москвы, причем авторы публикаций считали,

что эти изделия производили на месте[29]. Бесспорных доказательств этого обнаружить не удалось и исследователи ограничились лишь упоминанием находок неиспользованных изделий.

Находок, позволяющих разрабатывать хронологию трубок, немного, подавляющее их большинство не входит в состав закрытых комплексов. Исключения единичны[30]. По этой причине, во-первых, приобретает особую ценность ввод в научный оборот даже единичных датированных комплексов; во-вторых, необходимо найти подход к систематизации многочисленных беспаспортных коллекций. Исследования в этом направлении имеют значительные особенности.

Количество групп этого материала трудно определить даже предположительно. Мастера, изготовлявшие их, специализировались только на одном виде изделий. В данном случае трубки можно рассматривать и как категорию, и как вид. Однако категория "керамических предметов для курения" может быть расширена. В нее могут входить глиняные кальяны[31]. Технология слишком специфична, чтобы можно было найти общие технологические признаки у трубок и других видов изделий. Следовательно, в данном случае невозможно вести выделение и исследование групп по широкому ассортименту изделий. В результате, даже в том случае, если удается анализировать керамический комплекс памятника, где производили какую-либо группу трубок, определить ее местное происхождение по признакам, аналогичным основной массе местной керамики, будет невозможно.

На этнографическом материале известно, что собственное производство трубок могло быть даже на сельских поселениях[32]. Следовательно, потенциальное число возможных населенных пунктов-производителей может исчисляться сотнями. Выделение массовых групп отчасти облегчено тем, что крупные мастерские (например, в Софии и Константинополе) производили огромное количество однотипных трубок, в т.ч. с клеймами[33]. Поэтому они встречаются на большинстве памятников и легко выделяются из остальной массы. Однако это явление имеет опасное свойство. Мастера-кустари предпочитали делать реплики с общеизвестных качественных изделий, а не продукцию оригинальных форм[34]. Следовательно, изделия, формально относящиеся к разным группам, могут не иметь морфологических различий.

Остается еще одна группа признаков, которые должны характеризовать каждую группу - это состав формовочной массы. Но и здесь мы сталкиваемся с серией особенностей. Глину для производства трубок могли перевозить на большие расстояния. Например, красную глину-ангоб для мастерских Константинополя доставляли из окрестностей озера Ван[35]. Даже в Крыму для производства трубок использовали клейкую глину из труднодоступных месторождений в пещерах[36]. Поскольку для прессовки в форме требуется особая пластичность материала, глина для трубок проходила специальную обработку: просев, промывание, отстаивание и т.п. В результате получалась формовочная масса практически без примесей. По этой причине петрографическое исследование трубок в общем случае невозможно[37].

Из этого, однако, не следует, что состав формовочных масс не приемлем для классификации. Различия рецептов как раз очевидны. Можно говорить лишь о том, что самые распространенные методы анализа, связанные с определением номенклатуры и количества минеральных добавок (петрографический, просмотр в бинокулярный микроскоп и т.п.), не могут быть эффективными и всеобъемлющими. Скорее всего, будущее принадлежит другому методу – количественному спектральному анализу (пока не удалось выполнить серию таких анализов).

Из всего этого следует, что для выделения огромного количества групп трубок в первую очередь следует использовать морфологические признаки, во вторую – орнаменты из оттисков индивидуальных штампов. В будущем возможно использовать количественные характеристики состава формовочных масс.

Поскольку в серьезной классификации будет необходимо оперировать многими тысячами единиц, выполнение этой работы немыслимо без создания баз данных (а также издания объемных каталогов).

При создании баз данных необходимо учитывать определенное количество качественных и количественных признаков. Часть их связана с технологией прессовки трубок.

Каждая трубка имеет втулку и чашечку – обязательные элементы. Кроме того, могут быть дополнительные элементы: венчик, валик по краю втулки, киль, диск в основании чашечки. При издании каталогов наличие этих элементов также желательно указывать, особенно потому, что два последних трудно передать мерными признаками. Создана предварительная классификация общих "фасонов" трубок[38]. При создании баз данных и издании каталогов указание на "фасон" также полезно: последующее описание должно исключать возможность отнесения рассматриваемого предмета к разным "фасонам", но емкость такого определения близка по значению к видовому определению. Морфологическое описание можно дополнить, исходя из особенностей их изготовления.

Трубки изготовлены способом штамповки в двусторонней форме[39]. Для этого во внутреннюю полость двусторонней формы клали порцию глины необходимого размера, а затем вбивали в форму клинья по направлениям втулки и чашечки. Эти клинья образовывали внутреннее пространство втулки и чашечки (рис. 1,А). После окончательного вхождения клиньев половины формы разъединяли и извлекали сформованное изделие, затем один из клиньев вытаскивали (чаще всего меньший) и покрывали трубку орнаментом – оттисками концевого штампа, зубчатого колеса, штампа-валика, реже – отдельные элементы орнамента были резными. В целом можно сказать, что та часть трубки, которая оставалась на клине, обычно бывает богаче орнаментирована.

В связи с этим появляются дополнительные морфологические признаки. Часть из них – мерные, приемлемые для формализации. К таковым относятся: пространство, занимаемое большим клином (диаметры оснований и высота); пространство, занимаемое малым клином (диаметр отверстия втулки и длина); угол между клиньями (рис.1,Б). Форма дальнего окончания малого клина в большинстве случаев остается недоступной исследователю и из-за положения, и из-за того, что ее обычно повреждали при прокалывании отверстия между пространствами клиньев. Кроме того, внутреннее пространство трубки имеет качественные признаки: положение отверстия между втулкой и чашечкой (переходит в дно чашечки, в стенку или между ними). Определенный интерес представляет форма этого отверстия – круглая или подпрямоугольная.

Форма негативного контура окончания большого клина также может быть описана с помощью качественных признаков (обычно это очень незначительные отклонения от формы плоского основания усеченного конуса и сделать эти признаки количественными практически невозможно). Оно может быть: 1) плоским, 2) выпуклым коническим, 3) выпуклым усеченно-коническим, 4) выпуклым сегментовидным, 5) выпуклым усеченно-сегментовидным, 6) выпуклым сегментовидным с выступом в центре, 7) выпуклым ассимметричным, 8) вогнутым (с небольшим углублением по периметру и практически плоской основной поверхностью). К этому списку (кроме №6) возможны уточнения: а) со скругленными ребрами, б) с углублениями-трещинами на ребрах. За этими качественными признаками могут (если доступны измерения) следовать количественные: 1) высота изгиба (она входит в общую высоту, а в случае вогнутости выражается отрицательным числом), 2) диметр основания усеченного конуса или сегмента.

Внешнюю поверхность чашечки трубки можно расценивать как обычный сосуд (количественные и качественные признаки для описания таких форм уже стали традиционными)[40]. Однако здесь есть своя специфика. В большинстве случаев это сосуд с округлым дном, симметрия которого нарушена килем. Степень закругленности дна трудно выразить в виде четких качественных или количественных признаков. Поэтому чашечку целесообразно разделять на четыре самостоятельных элемента: 1) база чашечки, 2) основание чашечки, 3) венчик, 4) край. База и венчик не обязательно присутствуют у каждой трубки – об их наличии можно говорить только в том случае, если имеется четкое изменение линии формы при переходе к основанию чашечки (в тех случаях, когда линия, соединяющая максимальный диаметр чашечки с краем, прямая или не имеет перехвата и рельефных границ – у трубки нет венчика). При их отсутствии у трубки есть только основание и край. При их наличии общая высота чашечки состоит из суммы высот базы, основания, венчика; при отсутствии – общая высота чашечки равна высоте ее основания. Диаметр каждого из четырех элементов измеряется самостоятельно, предпочтительно в вертикальной плоскости перпендикулярной плоскости оси втулки.

Морфологическое описание втулки вызывает больше трудностей: ее длина очень неопределенна и только диаметры края и валика выделяются достаточно выразительно. С наибольшей неопределенность мы сталкиваемся при описании киля: мерные признаки для его характеристики не выделены. Кроме того, киль и валик втулки имеют дополнительный дискретный признак – они могут быть не выделены или выделены рельефной границей. Этот признак в случае наличия выделения может иметь уточнения: 1) выделен углубленными линиями, 2) оттисками зубчатого штампа и т.д. (количество линий должно быть указано отдельно).

При характеристике обработки поверхности возможно учитывать следующие признаки: 1) наличие ангоба, 2) лощения, 3) поливы, 4) орнамента, штампованного калыбом, 5) орнамента, штампованного концевым

штампом, 6) орнамента от штампа-валика, 7) резного орнамента. Естественно, отдельные элементы орнамента должны быть описаны отдельно.

Ниже дается пример описания небольшой частной коллекции керамических трубок в формализованном виде, приемлемом для введения их в машиночитаемую базу данных. Коллекция принадлежит В.И.Клещинову. Большинство предметов происходит с территории Каффы (тур.Кефе, совр.Феодосия). И только одна из них была найдена в Старом Крыму. По сообщению продавца этого предмета, находка сделана во время "грабительских" раскопок гончарного горна и поэтому не имеет никаких следов использования. Если бы источник сведений был более достоверен, то можно было бы говорить о существовании местного производства трубок этого фасона (8-10) в Эски-Крыме.

Изображение

№1 (рис.1). Красноглиняная, с примесью слюды, красный ангоб, лощение. Тюльпановидная, киль выделен углубленной линией, без венчика и валика. Конец большого клина выпуклый сегментовидный со скругленными ребрами. Соединение верхнее прямоугольное.

Большой клин: H- 3,1; D= 2,9; d- 1,57. Малый клин: D- 1,4; d-0,7; l- 3. Втулка: D- 2,75; d- 1,9. Чашечка: D~3,5; d- 2,6; d`- 2,8; H= 4,38; h-~ 1,5. (Низ киля обломан) Клеймо:ﻮﻠﻏﻮﺍ ﺵﺎﻧﻤ Манаш Оглу.

Изображение

№2 (рис.3,2). Красноглиняная, с примесью слюды, красный ангоб, лощение. Тюльпановидная, киль выделен углубленной линией, без венчика и валика. Конец большого клина выпуклый сегментовидный с выступом в центре. Соединение верхнее подпрямоугольное.

Большой клин: H- 3,2; D= 3,4; d- 1,27. Малый клин: D- 1,46-1,5; d= 0,5; l= 3,45. Втулка: D- 2,71-2,79; d- 1,9. Чашечка: D-3,58; d-2,62; d`- 2,75; H= 3,9; h- 1,5. (Низ киля обломан) Клеймо: ﻮﻠﻏﻮﺍﻦﺎﻣﺮﻮﺍ Урман Оглу.

Изображение

(рис.3,3). Красноглиняная, с примесью слюды, красный ангоб, лощение.

Тюльпановидная с ребром, киль выделен углубленной линией, без валика. Конец большого клина выпуклый усеченно-конический со скругленными ребрами. Соединение верхнее прямоугольное.

Большой клин: H сохр.- 3,2; d-1,1. Малый клин: D- 1,1; d=~ 0,7; l=3. Втулка: D- 2; d- 1,5. Чашечка: D2,3; d-2,15; H сохр.= 2,3; h

киль-перехват - 1,4. Клеймо: ﻮﻠﻏﻮﺍﻦﺎﻣﺮﻮﻋ Урман Оглу.

Изображение

(рис.4,4). Белоглиняная. Штампованный орнамент только по краю венчика, остальное – штамп формы. Подтюльпановидная с выделенным килем и валиком треугольного сечения, киль выделен вдавленными линиями; валик – маленьким валиком и углублением. Конец большого клина плоский, с незначительными углублениями-трещинами на ребрах. Соединение среднее круглое.

Большой клин: H- 2,3; D= 1,9; d-~ 1,65. Малый клин: D- 0,85; d= н.у.; l= 2,4. Втулка: D- 1,8; d- 1,4. Чашечка: D ч.- 2,34; H= 1,85 (3,2). Вечик: D - 2,32; d - 2,35; h - 1,35.

Изображение

(рис.4,5) Белоглиняная, возможно, с ангобом. Невозможно установить формой или отдельным штампом нанесен орнамент чашечки. Подтюльпановидная без киля, с невыделенным валиком сегментовидного сечения. Венчик выделен валиком. Конец большого клина выпуклый сегментовидный. Соединение нижнее круглое. След стыковочного шва хорошо виден со всех сторон.

Большой клин: H сохр.- 2,3; d- 1,57; d"- 1,72. Малый клин: D-0,7; d- н.у.; l= 2,93. Втулка: D- 1,38; d"- 1,25. Валик: D- 1,95; W-0,5-0,57; O- 0,2. Чашечка: D- 2,47; H - 2,2 (H общ.сохр.- 3,05). Венчик: D осн.- 2,3 (по валику?).

Изображение

(рис.4,6). Розовоглиняная, лощение. Некоторая трехслойность обжига. Тюльпановидная, киль выделен линией оттиска зубчатого штампа; валик снаружи выделен оттисками концевого штампа. Штампа формы нет, остальные орнаменты от концевого штампа. Венчик обломан, выделен плавным валиком. Конец большого клина плоский, с незначительными углубленными складками на ребрах. Соединение среднее круглое.

Большой клин: H сохр.- 2,1; D сохр.= 1,6; d- 1,3. Малый клин: D-0,7; d=~ 0,3; l= 2,02. Втулка: D- 1,6; d- 1,2. Чашечка: D-2,48; H -2 (H общ. сохр.= 3,18). Венчик: d - 2,15; h венч.сохр.- 1,05. Толщина венчика (венчик-чашечка) - 0,4.

Изображение

(рис.4,7). Простой "гиреевский" фасон без киля и валика. Розвоглиняная. Конец большого клина плоский со скругленными ребрами. Соединение среднее круглое.

Большой клин: H сохр.- 1,45; d- 1,57; d по облому -1,58. Малый клин: D- 0,78; d= н.у.; l= 2,95. Втулка: D - 1,8; d- 1,42. Чашечка: D- 2,8; H - 3,88 (H сохр.- 4,38); h-~ 1,5. Венчик: d осн. - 2,1; h сохр.- 0,5.

№8 (рис.5,8). Розовоглиняная. Ангоб и лощение не заметны. Подтюльпановидная "гиреевского" фасона без киля с невыразительным валиком. Венчик обломан. Конец большого клина плоский, со следом спицы от протыкания. Соединение среднее круглое, среднее, d~ 0,3.

Большой клин: H сохр.- 1,3; D по облому= 1,59; d- 1,53. Малый клин: D- 0,7; d= н.у.; l= 2,6. Втулка: D- 1,84; d- 1,54. Валик: D-1,7-1,8; W- 0,6; O-~ 0,3. Чашечка: D- 2,6; H сохр.= 1,8; h-~ 1,6. Венчик: d осн.- 2,13.

№9 (рис.5,9). Розовоглиняная, с грубым лощением. Без орнамента. Подтюльпановидная простого "гиреевского" фасона без киля и валика. Конец большого клина плоский, со скругленными ребрами. Соединение верхнее круглое, d~ 2,5. Ассимметрия большого клина.

Большой клин: H сохр.- 3,1; D сохр.= 1,5; d- 1,4. Малый клин: D-0.8; d= н.у.; l= 2,7. Втулка: D- 1,95; d- 1,45. Чашечка: D - 2,9-3; h-~ 1,6.

№10 (рис.5,10). Розовоглиняная, с желтой поливой (м.б., все это лак). Подтюльпановидная, киль выделен рельефом; валика – углубленной линией. Орнаментация штампом-валиком. Конец большого клина выпуклый сегментовидный со скругленными ребрами. Соединение верхнее круглое, d~ 0,25.

Большой клин: H- 3,3; D= 2; d- 1,2. Малый клин: D- 0,75; d= н.у., м.б., 0,4; l= 2,2. Втулка: D- 1,5; d- 1,3. Чашечка: D- 2,75; h-~ 1,7 (H общ.- 3,95); h"- 1,0. Венчик: D - 2,7; d - 2,15; h - 2,15. Киль: ширина по срезу - 0,85; h -0,15.

№11 (рис.5,11). Розовоглиняная. Фасон 8-10 ("тахта-чубук" Константинополя). Киль выделен оттисками зубчатого штампа, валик – оттиском широкого зубчатого штампа. Остальные орнаменты нанесены концевым штампом. Ангоб не фиксируется. Конец большого клина выпуклый сегментовидный со скругленными ребрами. Соединение верхнее прямоугольное, ~ 0,9х0,4.

Большой клин: H сохр.- 2,4; D сохр.= 2,3; d- 1,9. Малый клин: D-1,55; d~= 0,8; l= 3,3. Втулка: D- 2,84-3,1; d- 2,3-2,73. Чашечка: D-4,1; h- 1,9 (H общ.сохр.- ок. 3,2). Венчик: d осн.- 3,35-3,45; h сохр.- 1,1 (почти вся).

На чашечке с левой стороны оттиск штампа-листа, который иногда расценивают как клеймо.

№12 (рис.6). Желто-коричневая глина, красно-оранжевый ангоб, нанесенный кистью не по всей поверхности. Фасон 8-10 ("тахта-чубук" Константинополя) Киль выделен двумя полосами оттиска зубчатого штампа, валик – оттисками широкого зубчатого штампа. Остальные орнаменты нанесены концевым штампом. Конец большого клина выпуклый конический (h - ок.0,3). Соединение среднее прямоугольное с козырьком, в чашечке - 1,7х1,5; во втулке - 0,9х0,4.

Большой клин: H- 2,1; D= 2,4; d- 2. Малый клин: D- 1,4; d= нет; l= 2,6. Втулка: D- 2,7-2,8; d- 2,28-2,22. Валик: D- 2,65-2,75; W-0,3; O- 0,6. Чашечка: D- 3,5-3,75; h- 2,0 (H общ.- 3,5); h" - 1,1. Венчик: D- 3-3,2; h- 1,5.

Совершенно целая, происходит из Старого Крыма.

№13 (рис.7). Розовая глина с примесью слюды, красный ангоб, лощение. На поверхности видны зерна магнезито-хромита. Подтюльпановидная с невыделенным килем. Венчик выделен маленьким валиком. Сохранился небольшой обломок чашечки с килем. Конец большого клина плоский со скругленными ребрами. Соединение среднее круглое, d~ 0,25.

Большой клин: H сохр.- 1,3; D сохр.= 1,65; d- 1,6. Чашечка: D-3,25; h- 2. Венчик: d - 2,5.

В заключении следует сделать некоторые комментарии о распространении рассматриваемых фасонов трубок.

№№1,2 хорошо известны по публикациям материалов из Болгарии[41], Греции[42], Константинополя[43]. Именно этот фасон был самым многочисленным в Варне, что позволило М.Станчевой утверждать, что они изготовлены на месте[44]. Там на них наиболее часто встречаются клейма-розетки. Такие трубки найдены в комплексе, датируемом не ранее второй половины XVIII в., а также в погребении 1828 г. Р.Робинсон отнесла находки из Греции к концу XIX в.[45]. Правильные турецкие клейма на издаваемых находках из Феодосии наталкивают на вывод, что трубки сделаны во второй половине XVIII в. и происходят не из Варны. Трубка №3 по технологическим признакам может быть включена в эту же группу. Несмотря на различия в написании ее клейма с клеймом на трубке №2, их можно расценивать как одно и то же имя. Использование одним мастером нескольких форм-калыбов (до 5-8 шт.) вполне допустимо[46].

№№7-9 можно условно выделить в "северопричерноморскую" группу[47]. Они сделаны из розовой глины (в целом напоминающей формовочные массы керамики крымской группы, но без каких-либо видимых примесей). Можно говорить о двух разновидностях трубок этой группы.

Первая (№8) – близкой к тюльпановидной формы, без киля, с цилиндрической втулкой, валик со смещенным к краю максимальным диаметром, выделен желобками (рис.3,8). На трубках этой разновидности наиболее распространены орнаменты, выполненные штампом-валиком: параллелограммы, "городки", "пунктир".

Вторая (№№7,9) также близкой к тюльпановидной формы, без киля, с усеченно-конической втулкой без валика (рис.3,7,9). На изделиях этой разновидности встречается только орнамент, оттиснутый зубчатым колесом ("пунктир").

Аналогичные трубки хранятся в коллекциях всех приазовских и крымских музеев. Они найдены в слоях XVII в. во время раскопок 1991 г. в Феодосии[48]. Эта разновидность господствует в позднесредневековых слоях Патрея, где находки XVIII в. почти полностью отсутствуют[49]. В крепости Лютик, где накопление культурных слоев укладывается в рамки 1667-1742 гг., их количество, напротив, невелико[50]. В Азове, в комплексе находок из слоя под валом русской крепости (до 1696г.) были найдены фрагменты розовоглиняной трубки, которая относится к первой разновидности этой группы[51]. В слоях XVIII-XIX вв. в Анапе не было найдено ни одного экземпляра[52]. В публикациях также не было встречено ни одного изделия таких разновидностей. Это позволяет говорить о том, что трубки "северопричерноморской" группы бытовали на ограниченной территории преимущественно во второй половине XVII в.

Трубки №№11,12 относятся к одному из самых распространенных в Причерноморье фасонов. Видимо, именно они при дальнейших исследованиях наиболее просто будут выстраиваться в эволюционные ряды.

В настоящее время можно говорить о трех основных разновидностях формы: 1) с круглым венчиком и круглой втулкой; 2) с круглым венчиком и 8-гранной втулкой; 3) с 10-гранным венчиком и 8-гранной втулкой. Скорее всего, эти разновидности отражают направление эволюционного развития.

Их находки известны в Болгарии[53], Румынии[54], Греции[55], Турции[56], на всех причерноморских памятниках, где есть слои второй половины XVIII – начала XIX вв.[57], в Москве[58] и т.д. Суммарное время их бытования - XVIII – начало XIX в.

Судя по разнообразию формовочных масс, производство трубок этого фасона было налажено во многих местах. В исходном месте, "законодателе мод", на них часто ставили "цеховое" клеймо сегментовидной формы со скругленными углами и надписью "ﻦﺎﺸﻴﻧ" (чтение предположительное). М.Станчева и А.Велков предложили его переводить как "белег" (клеймо)[59]. Иногда это клеймо оттискивали несколько раз или дополняли его оттисками одного-двух других клейм[60]. Кроме того, на них (как и на №11) встречаются отпечатки листовидного штампа[61], который тоже можно расценивать как клеймо (на всех известных мне экземплярах этот оттиск поставлен только один раз). Возможно, здесь мы имеем дело с другим цеховым клеймом, а, следовательно стоит задача идентификации еще одного центра производства.

Часть московских находок этого фасона привезена из османских земель и имеет выразительные турецкие клейма[62]. Однако в Москве должно было существовать местное производство реплик с турецких образцов. Клейма на некоторых из них представляют собой грубые подражания арабской графике[63].

При проведении охранных раскопок в Москве, рядом с Казанским собором, в 1992г. было обнаружено компактное скопление таких трубок. На некоторых из них стояли клейма с русскими и латинскими буквами, а на одной сохранилось читаемое турецкое клеймо, перешедшее с оригинала на форму-штамп.

Все они сделаны из одного материала, в одном режиме обжига и имеют одну технологическую особенность – мелкие трещинки на внешней поверхности, образовавшиеся от недостаточной пластичности глины.

Самые распространенные, "образцовые" трубки этого фасона с клеймами "нишан" должны происходить из какого-то очень крупного центра производства. Во второй половине XVIII в. он являлся одним из двух господствующих в Причерноморье (второй фасон небольшого размера почти без орнамента, с часто встречающимся клеймом в виде птички). К этому же времени относится "Трактат о торговле на Черном море" Карла Пейсонеля, где говорится о только двух сортах трубок: 1) "тахта-чубук" из Константинополя и 2) изделиях из Герменчека и Гайгема[64]. Скорее всего, рассматриваемый фасон штамповали именно в Константинополе. Естественно, подражания им делали во многих местах. Публикуемая трубка (№12) могла быть сделана в Старом Крыму. Трубка №11 (с клеймом-листиком), скорее всего, также была сделана в каком-то другом месте, может быть, Софии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Изображение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

al-strannic

У нас , тоже этого добра , навалом( Бендерская крепость). От Турков, всякого ,много осталось. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×