Jump to content
Sign in to follow this  
Витяныч

О смекалке советских конструкторов в годы ВОВ

Recommended Posts

История Великой Отечественной войны включает в себя не только рассказы о подвигах советского солдата, но и бесчисленное количество удивительных и даже смешных моментов. Только у русского человека есть истории, заставляющие улыбнуться, даже когда речь идет о войне. Об этом и хочется поговорить.

Одесская оборона продолжалась 73 дня (5 августа — 16 октября 1941 года). И в учебники истории она вошла, как успешная. Возможно, если бы не смекалка советского народа, те дни могли пройти более плачевно.

В конце августа появилась угроза того, что румынские войска (а именно они тогда были задействованы в атаках советского города) будут брать, что называется, на измор. В Одессе ощущалась острая нехватка боеприпасов, вооружения и бронетехники. Заводы, даже не относящиеся к военному производству, были переоборудованы, но этого все равно не хватало.

 

post-2837-0-92159300-1447004100_thumb.jp

 

Тогда главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил изготовить эрзац-танки, обшив имеющиеся гусеничные трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение. Предложение было принято, и заводу выделили три трактора СТЗ-НАТИ, материалы и вооружение.

И уже 20 августа три «бронемашины» (две из которых были оснащены пулеметами, а одна пушкой калибра 37-мм). Примечательно, что суть конструкции была максимально проста: трактор обшивали листами стали толщиной 10-20 мм. Такая броня способна защитить, разве что, от мелкокалиберного оружия, осколков гранат и снарядов. Сам «танк» был покрашен в традиционный для бронетехники зеленый цвет.

Однако задумка была не в том, чтобы нанести максимальный урон противнику при наименьших потерях. Основная ставка была сделана именно на психологический фактор. В тот же день, как эти чудеса инженерной мысли были спущены с конвейера, их направили в бой. Итог превзошел все ожидания: противник был обращен в бегство.

После этого боя бронемашины получили свое название – «НИ-1», что расшифровывается, как «На испуг». Все потому что «НИ-1» не имел достойного вооружения и брони, а добивался «испуга» из-за того, что ехал на противника с включенными фарами и издавал необычный и довольно громкий звук.

Все дело в том, что уже в те времена и вермахт, и советская армия использовали необычные способы борьбы, именно поэтому фашистские войска, не зная, чего можно ожидать от орущей и светящейся машины, покидали свои позиции, спасаясь бегством. Позднее на НИ-1 стали устанавливать муляжи тяжелых орудий, чтобы машина имела еще более устрашающий вид.

Прежде чем войска нацистов осознали, что есть НИ-1, среди войск пополз слух о неуязвимости машины. Из-за того, что бронемашина имеет крайне тонкую броню, нередко бывали случаи, когда снаряд противника пробивал ее насквозь и взрывался уже позади машины. Гитлеровцы не могли понять, в чем дело.

Всего, таким образом, с 20 августа по 15 октября было переоборудовано примерно 55 тракторов. Точное количество неизвестно, поскольку, техника собиралась, что называется, «на коленке». До наших дней дожил один образец, оставшийся на ходу: он используется в Днепропетровске для масштабных пейнтбол-игр. Также 3 машины выставлены как памятники в составе экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке. В Одессе на постаменте на углу улиц Разумовской и Мясоедовской, и третий НИ является частью Мемориала героической обороны Одессы.

Вот так, благодаря находчивости и смекалке, советским воинам не только удалось отстоять Одессу, но и сохранить десятки тысяч жизней. Вся история войны имеет немыслимое количество подобных историй, что лишний раз подтверждает доблесть солдат армии СССР, потому что нужно иметь большой запас мужества, чтобы ринуться в бой, будучи защищенным каким-то куском стали в толщину чуть более сантиметра. А та уверенность, с которой советские солдаты это делали, заставила неприятеля и вовсе спасаться бегством.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Автор: Джонни Джонс

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×