Перейти к публикации
Витяныч

Инфракрасные приборы для немецких танков Осенью 1942

Рекомендованные сообщения

Работы по созданию инфракрасных устройств, которые могли обеспечить вождение боевых и транспортных машин в ночное время, а также возможность прицельной стрельбы из орудий и стрелкового оружия в темное время суток, велись в Германии еще с начала 1930-х годов. В 1939 году фирма AFG представила первый образец инфракрасного прицела, пригодный для использования в войсках. Его испытания прошли на 37-мм пушке РаК 35/36, но их результаты не удовлетворили военных. Следует сказать, что это не был ночной прицел в современном понимании. Орудие оснащалось прибором, который обеспечивал видимость в ночное время, а наведение орудия осуществлялось по стволу. Тем не менее, это был серьезный успех в данной области.

Осенью 1942 года начались испытания аналогичного прибора для 75-мм пушки РаК 40, завершившиеся в середине следующего года. Несмотря на то, что были получены неплохие результаты - прицельная стрельба могла вестись на дистанцию до 400 м - управление вооружений сухопутных войск тянуло с принятием прибора на вооружение. В начале 1944 года фирма AEG, не дожидаясь окончательного решения, изготовила 1000 комплектов таких устройств для РаК 40.

Результаты испытаний инфракрасных приборов быстро оценил генерал-инспектор танковых войск Г. Гудериан. Летом 1943 года ему продемонстрировали инфракрасное оборудование на полигоне в Фаллингбосте-ле. После этого Гудериан распорядился начать работы по оснащению таким приборами танков «Пантера». Проектирование новых образцов курировал доктор технических наук X. Гертнер, работавший в отделе испытаний прицелов и оптических приборов (WaPruf 8) управления вооружений сухопутных войск. Изготовление опытных образцов велось предприятиями компаний AEG и Zeiss.

 

post-2837-0-92761000-1387357139_thumb.jp

 

Испытания танка «Пантера» Ausf. G с установленным на башне инфракрасным прибором FG 1250. Сентябрь 1944 года

 

post-2837-0-81193600-1387357174_thumb.jp

 

Общий вид установки инфракрасного прибора FG 1250 на командирской башенке «Пантеры» Ausf. G. Сентябрь 1944 года

 

post-2837-0-07942400-1387357207_thumb.jp

 

Бронетранспортер Sd. Kfz. 251/20 «Falke» с 600-мм инфракрасным прожектором. Такие машины должны были обеспечивать более эффективные действия «пантер» с инфракрасным оборудованием в ночное время. Место механика-водителя также оснащено инфракрасным прибором (ЯМ)

К лету 1944 года компания AEG изготовила и испытала несколько типов инфракрасных приборов, имевших общую конструкцию. Они состояли из инфракрасной фары, конвертера изображения, аккумуляторов и генератора. При этом фары приборов могли быть разных диаметров, но все они получили обозначение «Uhu» — филин. В зависимости от назначения, имелось несколько вариантов приборов: три типа для ночной стрельбы «Zielgerat» 1128, 1221 и 1222, столько же для ночного вождения «Fahrgerat» 1250, 1252 и 1253, и один для наблюдения «Beobachtungsgerat» 1251. Главным образом между собой эти приборы отличались размерами фар, конвертерами и могли устанавливаться на танки, САУ или автомобили.

В первой декаде сентября 1944 года на «Пантере» Ausf. G компании MNH (предположительно шасси № 128495) впервые установили инфракрасное оборудование FG 1250 (в литературе часто этот прибор называют прицелом, что не верно: обозначение FG является сокращением от Fahrgerat -прибор для движения.). Данный комплект на «Пантере» получил обозначение «Sperber» - ястреб-перепелятник.

Для монтажа инфракрасного оборудования специальный кронштейн приваривался внутри командирской башенки к шкале азимутального указателя, имевшего деления от 1 до 12. В башне перед командирской башенкой сверлилось отверстие для стальной полосы, соединяющей инфракрасный прицел с механизмом вертикального наведения орудия. В задней части корпуса, вместо правого ящика для имущества приваривались четыре пластины для крепления бронированного контейнера, в котором предполагалось хранить инфракрасное оборудование. В боевом отделении (у правого борта) вместо укладки на три артиллерийских выстрела крепилась стойка для электрогенератора GG 400 и аккумуляторной батареи, обеспечивающей работу прибора в течение четырех часов.

В том же месяце машина прошла испытания, показавшие удовлетворительные результаты - прибор обеспечивал командиру танка видимость до 400 метров. Правда, при этом вождение машины и, особенно стрельба, требовали большого мастерства и слаженности экипажа. Дело в том, что дорогу и цели ночью мог видеть только командир который давал команды механику-водителю и наводчику.

Для того чтобы увеличить поле зрения ночью, спроектировали прожектор «Uhu» большего диаметра - 600 мм. Его установили на бронетранспортер Sd. Kfz. 251/20, который получил собственное имя «Falke» — сокол. С помощью этого прибора можно было «видеть» ночью на дистанцию до 600 метров. «Сокол» должен был действовать вместе с подразделениями «пантер», обнаруживать цели и сообщать о них по радио танковым экипажам. Предполагалось придавать один бронетранспортер роте из пяти «пантер», также оснащенных инфракрасным оборудованием.

По графику, утвержденному еще 7 августа 1944 года, компания MNH получила от управления вооружения сухопутных войск указания на монтаж инфракрасного оборудования FG 1250 в соответствии со следующим графиком: 50 машин в сентябре, 70 в октябре, 80 в ноябре и 100 в декабре 1944 года. В свою очередь, фирма предложила закончить все 120 «пантер» с FG 1250 в октябре, вместо сдачи их в сентябре и октябре.

 

post-2837-0-05975900-1387357241_thumb.jp

 

Вид сзади на место оператора 600-мм инфракрасного прожектора бронетранспортера Sd. Kfz. 251/20 «Falke». Хорошо видно, что место оператора также оборудовано инфракрасным прибором (АСКМ)

Но уже на следующий день, 8 августа, из-за тяжелого положения на Восточном фронте главное командование сухопутных войск отклонило предложение MNH, настаивая на сдаче первых «пантер» с инфракрасными приборами в сентябре 1944 года.

Из-за задержки поступления технических условий на приемку танков с оборудованием FG 1250, в сентябре 1944 года фирма MNH изготовила только 20 «пантер» Ausf. G с инфракрасными приборами. Установку FG 1250 на 30 машин сентябрьской программы «сдвинули» на октябрь. А затем и на ноябрь.

Но 18 ноября 1944 года компания MNH получила от главного командования сухопутных войск распоряжение об отмене монтажа инфракрасного оборудования на уже подготовленные для этого «пантеры». Танки переделали в обычные машины модификации Ausf. G — с них демонтировали кронштейны для трансформатора и прибора FG 1250, вновь установили на корме яшик ЗИП вместо броневого контейнера. Правда, в том же распоряжении предписывалось об оснащении инфракрасным оборудованием 30 «пантер» в декабре 1944 года. Позднее компания MNH получила указание устанавливать приборы FG 1250 на все «пантеры», начиная с 15 января 1945 года. Точных данных о том, сколько танков оснастили инфракрасным оборудованием нет. Исходя из сведений об отправки «пантер» с такими приборами в войска, можно предположить, что их было порядка 55—60 штук.

Видимо первым получила «пантеры» с инфракрасным оборудованием 3-я рота 1-го батальона 24-го танкового полка. В конце ноября 1944 года эта рота в танковой школе Берген, недалеко от города Фаллингбостель здесь началось обучение экипажей. По воспоминаниям Э. Бернарда, служившего в то время в 24-м полку, в ходе боевой подготовки экипажи ночью поражали цели на дистанции до 2500 метров. По мнению автора, эта дистанция является завышенной раз в пять - характеристики тех инфракрасных приборов не могли обеспечить столь высоких результатов. В начале 1945 года 3-я рота 1-го батальона в составе 24-го танкового полка убыла на фронт в Венгрию. Правда, все инфракрасное оборудование было оставлено в Фал-лингбостеле. Причина, по которой приборы FG 1250 оставили в школе, неизвестна.

2 февраля 1945 года генерал-инспектор танковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового полка дивизии «Гренадеры фюрера» (Fueher-Grenadier-Division) начать войсковые испытания инфракрасного прибора FG 1250. Для этого десять «пантер» роты отправили в Альтенграбов, куда компания Daimler-Benz прислала своих инженеров для монтажа оборудования на танках. По докладам «даймлеровских» представителей установка инфракрасных приборов прошла без особых проблем. Помимо десяти «пантер», оснащенных FG 1250, эта рота 101-го танкового полка получила три бронетранспортера Sd. Kfz. 251/20 с 600-мм инфракрасными прожекторами.

Кроме того, в начале 1945 года «пантеры» с инфракрасным оборудованием получили следующие танковые части: 1-й батальон 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии (1 марта получено 10 «пантер»), учебный центр в Фаллингбостеле (16 марта, 4 машины), 1-й батальон 130-го танкового полка 25-й танковой дивизии (23 марта, 10 машин), 1-й батальон 29-го танкового полка танковой дивизии «Мюнхеберг» (5 апреля, 10 машин) и 4-я рота 11-го танкового полка (8 апреля, 10 машин). Все эти части, за исключением танков учебного центра, участвовали в боях на Восточном фронте против частей Красной Армии.

 

post-2837-0-72569300-1387357280_thumb.jp

 

Вид сзади на установку 600-мм инфракрасного прожектора бронетранспортера Sd. Kfz. 251/20 «Falke»

Информация о боевом применении «пантер» с инфракрасным оборудованием крайне скупа и противоречива. Есть краткий доклад майора Вельварта из дивизии «Гренадеры фюрера» от 25 марта 1945 года, в котором он сообщает о первом бое с применением инфракрасных приборов. Но никаких подробностей в докладе нет, сказано лишь, что бой прошел успешно, и оборудование оказалось достаточно надежным в работе.

В некоторых источниках приводят ссылку на воспоминания одного из ветеранов 1-й танковой дивизии СС, который сообщает о том, что «возможно несколько «пантер» 116-й танковой дивизии с инфракрасными приборами участвовали в немецком наступлении в Арденнах». Правда, никаких документальных подтверждений об отправке таких танков в 116-ю дивизию нет.

Также есть упоминания о том, что в апреле 1945 года две «пантеры» с инфракрасными приборами из состава танковой дивизии «Клаузевиц» уничтожили у города Ильцен взвод английских танков «Комета», а 21 апреля в 2 часа ночи расстреляли две противотанковых пушки. Эти сведения вызывают сильные сомнения, так как нет никаких данных о получении дивизией «Клаузевиц» «пантер» с инфракрасным оборудованием. Кроме того, по другим данным, в бою 21 апреля пушки действительно были уничтожены, но обычными «пантерами».

В некоторых источниках упоминается еще один вариант оснащения «Пантеры» инфракрасными приборами. Он также известен как «вариант В» и включал в себя три комплекта оборудования (для водителя, наводчика и командира), смонтированных на «Пантере» Ausf. D или Ausf. А. Иногда даже приводится
фотография такой машины, якобы захваченной на Западном фронте, а также упоминаются боевые эпизоды с участием «пантер» с «вариантом В». Однако более поздние исследования показали, что такого варианта установки инфракрасного оборудования не существовало, а приводимое фото является подделкой.

Что касается бронетранспортеров Sd. Kfz. 251/20 «Falke» с 600-мм инфракрасными прожекторами, то осенью 1944 года был выдан заказ на изготовление партии из 600 таких машин. Однако по данным немецкого исследователя В. Шпильбергера, до конца войны было изготовлено всего около 60 Sd. Kfz. 251/20. Причем помимо 60-сантиметрового прожектора, они оснащались еще одним прибором ночного видения, установленным у механика-водителя. Также, судя по фото, на некоторых Sd. Kfz. 251/20 прибор ночного видения устанавливался и на пулемете.

 

post-2837-0-34542400-1387357325_thumb.jp

 

Бронетранспортер Sd. Kfz. 251/20, крупный план (та же машина изображена на следующем фото справа). Хорошо видна табличка с обозначением, нанесенная на борту, а также инфракрасные приборы на пулемете и у механика-водителя, причем по конструкции они одинаковы (СЗ)

 

post-2837-0-69878100-1387357359_thumb.jp

 

Бронетранспортеры Sd. Kfz. 251/20 «Falke», захваченные войсками союзников. Весна 1945 года. Вероятно, машины находились в каком-то учебном центре. Обратите внимание, что на правом бронетранспортере 600-мм прожектор отсутствует, но инфракрасные приборы установлены у водителя и на пулемете МС 42 (СЗ)

 
Автор Максим Коломиец, "Последние танки Гитлера"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такое расположение оптики не вариант ! Осколками выведет из строя .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такое расположение оптики не вариант ! Осколками выведет из строя .

 

Не совсем по теме но очень интересно

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×