Перейти к публикации
пеновский

Цифры на сердце

Рекомендованные сообщения

Художник, родившийся на земле Хатыни и крепости Брест, априори не мог не писать о войне. Но сегодня я хочу познакомить вас с серией картин, написанных о том, что двадцатилетний белорусский парень пережил во время войны. А пережил он немало...

Михаил Андреевич Савицкий
Міхаіл Андрэевіч Савіцкі


18 февраля 1922, деревня Звенячи, БССР - 8 ноября 2010, Минск

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D91QJPmksGAsSssRU2w3 QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D4xD3EJg-GELsbQZ1sDf

Белорусский и советский живописец.
Савицкий был обласкан властью в советское время, и в независимой Беларуси, как пишут современные искусствоведы, «никто другой из белорусских творцов не получал такого признания от властей, как Михаил Савицкий». Он пользовался уважением и авторитетом, « фактически руководил белорусским Союзом художников». Был назван одним из выдающихся живописцев страны в ХХ веке, одним из первых награжден в 1997 году орденом Франциска Скорины, а 1 марта 2006 года художнику было присвоено звание «Герой Беларуси».
К регалиям Савицкого можно добавить, что он - народный художник БССР (1972) и СССР (1978), действительный член Российской Академии художеств (1983) и Национальной Академии наук Беларуси. Художник – лауреат Государственной премии СССР (1973), двух Государственных премий Белоруской ССР (1970, 1980), Государственной премии Республики Беларусь (1996), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), премии Михаила Шолохова (2002). Награжден также орденами Ленина (1982), Трудового Красного Знамени (1972), Отечественной войны II степени (1985), «Знак Почета» (1967). В 1959 году, как бывший военнопленный, Савицкий был награжден медалью «За победу над Германией». С 2001 года является почетным гражданином города Минска.




Война

Родился Михаил Савицкий в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области в крестьянской семье, и был младшим из четырех детей. Отец работал на железной дороге, а мать – пчеловодом в колхозе.
По окончании средней школы в 1940 году Михаил был призван в Красную Армию. Начало войны застал в Чечне, но уже в ноябре 1941 года в составе десанта высадился в Севастополе, где на протяжении всех 250 дней принимал участие в обороне города. Во время героической обороны Севастополя дважды был представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу». В 1942 году, на пятые сутки после сдачи города, у Херсонесского маяка Савицкого взяли в плен. Дважды он пытался бежать, но оба раза неудачно. После этого двадцатилетнего юношу этапом отправили в Румынию, а затем в Германию, где он сначала работал электросварщиком в рабочем лагере при вагонной фабрике в Дюссельдорфе.

«Колхоз»

Пленными под руководством Георгия Корнилова была организована диверсионная группа, куда вошел и Михаил. Георгий Иванович Корнилов был политруком роты морских пехотинцев, оборонявших Севастополь, а когда моряки оказались в окружении и ушли в каменоломни, стал комиссаром Керченского партизанского отряда имени Сталина. Два месяца отряд продержался в катакомбах, но во время одной из вылазок Корнилов был ранен, попал в плен и был доставлен в Дюссельдорф.
Группа сопротивления, которую возглавил Корнилов и назвал «Колхоз», состояла из 4 человек и была интернациональной. Помимо Савицкого, в нее входили Милов, Крылов (о судьбе которых ничего неизвестно) и водитель автокара француз Жан. «Диверсанты» делали некачественную сварку, портили станки, «теряли» инструменты, даже устроили взрыв в электроцехе. После провала группы ее участники пытались бежать во Францию. Корнилов и Савицкий потом вспоминали, что их – беглецов, было трое, и выдавали они себя за семью. Корнилов - «отец», Савицкий - «сын» и женщина по фамилии Александрова - «мать». О ней известно только то, что это была жена советского лётчика, уроженка Ростова-на-Дону. Беглецам даже удалось выправить документы на фамилию Кузнецовы.
В городе Тильден беглецы добровольно явились в полицию и попросили направление на работу. После двух недель тюремного заключения и проверок, их направили на небольшой завод кондитерских печей, который был переоборудован для военных нужд и изготавливал корпусы для мин. Там Корнилов и Савицкий продолжили выводить из строя станки, но на этот раз немцы обезвредили группу, и «семья Кузнецовых» попала в Бухенвальд.

Концлагерь

Там заключенных содержали в «нижнем» лагере уничтожения, днём узники таскали камни из каменоломен, вечером получали консервную банку баланды из овощных отходов.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D0WrxYSSCbTsbP8h1nz8

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Надзиратель, из цикла "Цифры на сердце". 1979 г.

Чуть позже дороги Михаила Савицкого и Григория Корнилова разошлись. Корнилова в открытом полувагоне вывезли из лагеря, на одном из полустанков живых заставили рыть канавы для мёртвых, и ночью Корнилову вместе с несколькими товарищами удалось сбежать. Они добрались до одинокой чешской фермы, где их накормили и спрятали. Савицкого же отправили на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, где сооружались штольни для заводов ФАУ. Ближе к окончанию войны, узник под номером 32815 был еще раз переэтапирован в концлагерь Дахау.
Понимая, что скоро война будет окончена, в начале апреля 1945 года Савицкий с друзьями попытался совершить побег из лагеря. Хотя заключенные понимали, что убежать было нереально - заборы с колючей проволокой и электрическим током, пулемётчики на вышках и сторожевые собаки, они все же рискнули, но попытка закончилась неудачей.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D0WrxYSSCbTsbP8h1nz8

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Побег, из цикла "Цифры на сердце". 1974 г.

В результате, оставшихся в живых после побега и пойманных двух десятков человек эсесовцы не расстреляли, а поместили в штрафной тифозный барак и приговорили к голоду на 20 суток, понимая, что истощенные пленные и так умрут. Скорей всего, никто оттуда точно не вышел бы живым, но 29 апреля 1945 года концлагерь Дахау был освобождён американскими союзными войсками. Это случилось на семнадцатый день пребывания Савицкого в штрафном бараке. «Я сам, собственными глазами, видел свой скелет», – вспоминал позже художник.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D976uPRbYl5IuZfqq9lS

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Проклятие, из цикла "Цифры на сердце". 1979 г.

Каким было возвращение на Родину, умалчивают в своих воспоминаниях и Корнилов, и Савицкий. Известно лишь, что после того, как военнопленный Савицкий попал в распоряжение советских войск, он не отправился, как многие, уже в советские лагеря, а просто был признан негодным к службе. Впрочем, подлечившись и набрав силы и вес, Михаил обратился с просьбой оставить его в армии, и продолжил служить в войсках на территории Германии и Венгрии до 1947 года. После демобилизации Савицкий вернулся в Белоруссию.
Интересно, что Георгий Иванович Корнилов нашёл Савицкого только через 30 лет после войны. Он случайно увидел открытку с репродукцией картины уже известного художника, связался с Союзом художников БССР и даже встретился со своим «сыном». Сам Корнилов жил в Туапсе и до 80 лет работал завскладом в порту.

После войны

Удивительно, что во встреченных мной материалах о художнике нет информации о том, с детства ли Михаил был увлечен рисованием, что повлияло на его решение стать художником. Публикуются лишь «голые факты» о том, что художественное образование он получил после демобилизации. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем поступил в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Учился Михаил на курсе народного художника РСФСР (1966), ректора МГХИ им. В. И. Сурикова (1948-1962), профессора Фёдора Александровича Модорова (1890-1967) и народного художника СССР (1980), профессора Дмитрия Константиновича Мочальского (1908-1988). Дипломной работой Савицкого стала картина «Песня» (1957).

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D976uPRbYl5IuZfqq9lS

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Песня. 1957 г.

С конца 1950-х годов художник жил и работал в Минске, полностью посвятив себя творчеству. В 1980 году он возглавил «Творческие мастерские живописи Академии художеств СССР в Минске», которые с 1991 года переименованы в «Творческую академическую мастерскую живописи, графики и скульптуры Министерства культуры Республики Беларусь».

«Цифры на сердце»

Одна из главных тем творчества художника – конечно же, война, людская трагедия и подвиг народа. Среди многих картин, посвященных Великой Отечественной войне и белорусским партизанам, серия, о которой хочу рассказать, стоит в творчестве художника отдельно. И не только потому, что посвящена она личной судьбе Савицкого, бывшего узником под номером 32815 в Бухенвальде, воспоминаниям о жестокости в немецких концлагерях, где он был в годы войны.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D4xD3EJg-GELsbQZ1sDf

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Узник 32815, из цикла "Цифры на сердце". 1976 г.

Не только потому, что эта серия большая - целых 16 монументальных полотен под названием «Цифры на сердце» (1974-1980). Но и потому, что к этим воспоминаниям художник обратился тридцать лет после окончания войны.
Искусствоведы предполагают, что эти картины могли быть и госзаказом к 30-летию Дня Победы, и объясняют, почему художник обратился достаточно поздно к этой «личной» теме тем, что в 1970-е годы Савицкий уже был известным живописцем с «непререкаемым авторитетом». А ведь сразу после войны, во времена сталинской диктатуры и даже хрущевской «оттепели», пребывание солдат в плену считалось практически преступлением. Сколько узников немецких концлагерей, оставшихся в живых, поменяли колючую проволоку немецких «фабрик смерти» на нары советских лагерей – история пока умалчивает…
На своих картинах художник представил жуткую правду об ужасах концлагерей. Выполнены они в присущем Савицкому «суровом» стиле. Наполнены картины не только бытоописанием того, что творилось в концлагерях Бухенвальд, Дахау и др., но и символами трагедии людей и жестокости палачей.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86Dwst37oKUdOL5SUSYko6

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Поющие лошади, из цикла "Цифры на сердце". 1979 г.
"Поющими лошадьми" в Бухенвальде называли команды по уборке трупов с территории лагеря. Узники должны были убирать трупы, свозить их к крематориям на повозках, а эсэсовцы, при этом, для забавы, под страхом смерти заставляли заключенных петь.

Интересная деталь. Оказывается в 1980 году во время выставки во Дворце искусств в Минске, где демонстрировался весь цикл «Цифры на сердце», случился практически скандал, о котором поведали даже местные СМИ. Предметом этого скандала стала картина цикла под названием «Летний театр». На лагерном жаргоне «летними театрами» называли ямы, в которых сжигали трупы.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86Dwst37oKUdOL5SUSYko6

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Летний театр, из цикла "Цифры на сердце". 1975 г.

На картине рядом с эсесовцем изображен испуганный заключенный со звездой Давида, угодливо смотрящий в лицо фашистского палача. О картине сам художник говорил: «Название «Летний театр» возникло потому, что именно так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв… На картине по обе стороны бульдозера, который сгребает в яму для сжигания тела убитых и замученных, я написал две черные фигуры. С одной стороны, это эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры и разразился сильнейший скандал».
Неизвестно кто именно из посетителей выставки решил, будто художник считает, что евреи в концлагерях были пособниками фашистов. Версия, безусловно, бредовая, но она попала в СМИ. «По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. – вспоминал художник. – Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев».
Известному белорусскому писателю Василю Быкову, с которым он очень дружил, Савицкий написал: «Это не помощник. Это тоже жертва. Зондеркоманды формировались из узников еврейской национальности… Узники из зондеркоманды обязательно потом уничтожались».
Тем не менее, общественность стала требовать убрать с узника звезду Давида, как принадлежность к еврейской национальности. Савицкий вспоминал: «Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным».
Чтобы «разрулить» этот конфликт, в один из концлагерей в Польше был отправлен министр культуры республики. Ему показали документы и подтвердили, что заключенные еврейской национальности, действительно, были членами «зондеркоманд» впрочем об этом все и так знали. И все же требования убрать звезду Давида продолжались, и только внемля личной просьбе тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Белоруссии Пётра Мироновича Машерова (1918-1980), вынужден был уступить. Машеров сам с первых дней Великой Отечественной войны был добровольцем в рядах Красной Армии, попал в окружение, был в плену, из которого бежал, а затем стал одним из организаторов партизанского движения на Беларуси.
В общем, скандал как-то утих, но в современных статьях о художнике (предполагаю, что уже после его смерти!), журналисты пишут о том, что, оказывается «бывший узник коцлагеря был антисемитом». Хотя в подтверждение его правоты высказался, например, искусствовед Петр Василевский, заявив, что «именно концлагерь научил Михаила Савицкого не иметь иллюзий и смотреть на жизнь прагматично». И если художник считал так, как написал на картине, видимо, имел на это право, поскольку сам прошел через все ужасы концлагерей.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D0WrxYSSCbTsbP8h1nz8

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Опознание, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.

До недавнего времени цикл картин «Цифры на сердце» хранился в Музее истории Великой Отечественной войны Республики Беларусь. 8 мая 2012 года в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, где разместились около 40 работ художника из собраний Национального художественного музея Республики Беларусь, Музея истории города Минска, Музея истории Великой Отечественной войны и семьи художника. В том числе и картины цикла «Цифры на сердце»…

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D91QJPmksGAsSssRU2w3

Галерея М.Савицкого в Минске

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D0WrxYSSCbTsbP8h1nz8

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Отбор, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.


QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D46sfx_mO505U6VQNhVU

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Канада, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
«Канадой» в концлагере называли пункт сбора богатств - денег, драгоценностей, ценных вещей заключенных. На фоне толпы заключенных, которую гонят в газовые камеры, изображены эсэсовцы, перебирающие добытое "богатство".

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D4IY9SkRwr4qJzBqjb-M

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Танец с факелами, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D-f94p0VWXzdaC5dM8up

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Поющие коммунисты, из цикла Цифры на сердце 1978 г.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D_aRotl5vMJdJqNsX45k

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) SOS, из цикла "Цифры на сердце" 1978 г.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D976uPRbYl5IuZfqq9lS

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Мадонна Биркенау, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D0WrxYSSCbTsbP8h1nz8

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Этерсберг - Голгофа ХХ столетия, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D4IY9SkRwr4qJzBqjb-M

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Эти выжили, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.

QkwYTtOsPM1jtvQEhh86D4xD3EJg-GELsbQZ1sDf

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Свобода, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
 

  • Like 1
  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×