Перейти к публикации
Megalaspis

Работали ли предприятния на оккупированных территориях СССР?

Рекомендованные сообщения

Я думаю еще со школьных уроков истории мы усвоили тот факт, что во время ВОВ все предприятия, электростанции и др. важнейшие объекты перед отступлением наших войск взрывались. В первый раз я задумался над тем, так ли все просто лет десять назад, когда увидел взорванный немецкий ДОТ у р. Большая Койровка (Ленинградская обл.(см. рис.)) и то количество металлической арматуры, которое из этих развалин торчало. Неужели весь этот металл привезли из Западной Европы, которая, говоря протокольным языком, работала на фашистскую Германию. Предпринятые через поисковые системы в интернете попытки найти какие-то материалы на предмет того удалось ли немцам в период оккупации запустить какие-то крупные пром. предприятия натыкаются на многочисленные повторы о том как были подготовлены к взрывам те или иные объекты и т.п. Понятно, что существовали какие-то мастерские где ремонтировалась армейская техника, подвижной ж/д состав. возможно, и силами наших соотечественников. Но удалось ли немцам запустить сколько-нибудь крупное предприятие? Делитесь материалами если кто ими располагает.

koirovrf.jpg.e6413000728ea2e972af67299ee945d9.jpg

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Смотря что назвать предприятием. Какой-нибудь ликеро-водочный в трёх сараях - почему бы и нет. А вот любой сталелитейный - хрен там. Нефти у нас им тоже добыть не удалось,хоть и очень хотелось. Зато наоборот было - МАЗ основали на трофейном немецком предприятии группы армий "Центр" по ремонту автомашин. Так что арматуру сто пудов из европы тащили, так же, как и цемент.   

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Некоторые шахты Донбасса немчики частично восстанавливали и использовали. А паровозные бригады на 90% состояли из советских граждан. по паровозам ничего не нашёл,но колею на территории ссср не перешивали. значит на наших катались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, пеновский сказал:

 Смотря что назвать предприятием. Какой-нибудь ликеро-водочный в трёх сараях - почему бы и нет. А вот любой сталелитейный - хрен там. Нефти у нас им тоже добыть не удалось,хоть и очень хотелось. Зато наоборот было - МАЗ основали на трофейном немецком предприятии группы армий "Центр" по ремонту автомашин. Так что арматуру сто пудов из европы тащили, так же, как и цемент.   

Как-то не верится, что при всей своей практичности немцы не предпринимали никаких попыток. Если вспомнить ту же войну в Африке, то сто лет она была нужна Германии. Каждая зап часть, каждая бочка с горючим, доставленная туда с таким риском, обходились немецкой экономике на вес золота. Ситуация повторялась как и во время Первой мировой войны - шла война на истощение. И немцы это понимали. Так и с СССР, чем гнать эшелоны с железом проще окружить фабрику колючей проволокой и нагнать пленных. Я думаю по аналогии с теми же "хиви" набрали бы народу. Да и кто-то из местных пошел бы.

Это и ситуацию с подпольщиками отчасти разрядило. Я не экономист, но навскидку попробовал бы реанимировать производство эл. энергии (естественно не ДнепроГЭС), производство амуниции для нужд армии, первичная переработка с.х. продукции и уголь (Волгодонск ?). У них времени до 1944 г. было.

            Ответ Кошак-а увидел уже после

Изменено пользователем Megalaspis
дополнение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минут назад, Кошак сказал:

 А паровозные бригады на 90% состояли из советских граждан. по паровозам ничего не нашёл,но колею на территории ссср не перешивали. значит на наших катались.

По поводу замены колеи нашел данные, что немцы изменяли ее ширину только на важных направлениях. В том числе и для этого создавались специальные части.

"Железнодорожно-строительные войска необходимы не только для удовлетворения текущих потребностей, но и для создания запасов для новой дорожной базы. В противоположность кампании на Западе теперь придется продвигать вперед и оборудование для железнодорожных станций. Строительные части должны следовать непосредственно за танковыми соединениями. Если во Франции существовала широкая база для строительства железных дорог, то на Востоке она весьма ограниченна. Один железнодорожный батальон может за день перешить до 20 км железнодорожного полотна с русской на немецкую колею..." (из дневника начальника Генерального штаба Сухопутных войск Ф. Гальдера)

Вопрос о колее судя по всему поднимался и на Ялтинской конференции: Иосиф Виссарионович пообещал, что на завоеванных территориях колея перешиваться не будет.  Я видел немецкую хронику как они уничтожали ж.д. полотно при отступлении: к паровозу был приделан колоссальный плуг, который при движении просто ломал шпалы. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
36 минут назад, salempad сказал:

Нечто подобное (с цифрами и конкретными данными) и рассчитывал увидеть. Жаль, что это только данные по РСФСР. Но всё равно интересно. Спасибо.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://neofit.narod.ru/Pobeda_60/BOB_vymysly.html

О ПАРОВОЗАХ НАЦИСКОЙ ГЕРМАНИИ по рельсовым дорогам ссср

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мегаласпис.Вы интересную затронули тему.В статье ,,о паровозах,,автор очень точно подчеркнул на примере с ,,проблемой немецкой армии по перемещению ее по железнодорожным путям СССР ,, В этом и есть заслуга нашего народа ,что эту мощь мы победили .Победили не взирая на громаднейшую отстование всей промышленности страны на период 40-41 годов .С нечтожно слабым вооружением .Есть еще скуптики утверждающие о ,,нападении ссср на европу,, к тому времени .Всеравно что с рогаткой идти на охоту медведя .Но для меня на сегоднешний день душит один единственный вопрос .Почему германия не переоснастили армию к зимниму периуду бвойны .Почему они сатнями тсячь насмерть замерзали  под москвой .,Ленинградос ...... Конечно это радует ,но всеже.Если фрицы пили виски ,вино и лучшее пиво европы ,ели кансервы ,дилекотесы .Но замерзали от мороза

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
49 минут назад, salempad сказал:

Но для меня на сегоднешний день душит один единственный вопрос .Почему германия не переоснастили армию к зимниму периуду бвойны .Почему они сатнями тсячь насмерть замерзали  под москвой .,Ленинградос ...... Конечно это радует ,но всеже.Если фрицы пили виски ,вино и лучшее пиво европы ,ели кансервы ,дилекотесы .Но замерзали от мороза

Единственное объяснение, которое приходит на ум это то, что Гитлер упёрто надеялся на то что Сталин запросит перемирия. И я думаю, что немцы надеялись, что с падением Ленинграда и Москвы, Сталин так и поступит. Казалось вот-вот, так и произойдет. 

А про "немецкие" паровозы для оккупированных территорий я вообще никогда не слышал:

"К настоящему моменту в мире сохранилось более 300 локомотивов BR 52/ТЭ ("ТЭ" - трофейный, равноценен паровозу Э). Из них около 200 машин — в России и странах бывшего СССР (большинство законсервированы*, потенциально на ходу — около 15 паровозов). В качестве музейных экспонатов паровозы серии ТЭ имеются в железнодорожных музеях Москвы, Санкт-Петербурга...." Надо будет как-нибудь сходить посмотреть.

br52.jpg.1a05d2c84d438d082b9eaa87707fef1f.jpg

   *) и это правильно

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И о предприятиях, только уже немецких:-  в Лен. области по московскому шоссе есть пос. Новолисино, там немцы создали рем.базу (вроде бы по Тиграм тоже) к сожалению инфы в сети очень скудно. Вплоть до перестройки там ремонтировали ЛИАЗы,лиазы кончились, а рем. предприятие существует до сих пор, территория за забором с ангарами, чего там ремонтируют не знаю-(ЧС), а наследие своё оставили.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Megalaspis сказал:

По поводу замены колеи нашел данные, что немцы изменяли ее ширину только на важных направлениях. В том числе и для этого создавались специальные части.

 

 Я бы не сказал, что направление Великие Луки - Бологое относятся к главным, но до Андреаполя колея была перешита. Её и так пришлось восстанавливать, наши уходя взорвали все мосты и каждый рельс  в нескольких местах. Не говоря уже о том, что такого количества подвижного и тяглового состава в трофеях не было. Специальные части и сейчас есть - железнодорожные войска называются. Плюс были ещё части НКВД специально для охраны железных дорог, нашу линию охранял и оборонял 53 стрелковый полк НКВД по охране железных дорог. 

 Слышал, что руду с Никополя немчура в фатерлянд возила, но чтоб они хоть одну домну запустили - не слыхал. Наши при отходе их надёжно из строя выводили, проще было новую домну построить. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, salempad сказал:

.Почему германия не переоснастили армию к зимниму периуду бвойны .Почему они сатнями тсячь насмерть замерзали  под москвой .,Ленинградос ..

 

 Ну во первых - это изрядно преувеличено, наши замерзали, кстати, ничуть не хуже. А во-вторых - потому что "блицкриг" сказал "кря-кря" уже в июле. Если бы Гитлер это смог предвидеть, не начал бы войну. Война на два фронта на истощение - такое немцы всего 20 с небольшим лет назад уже видели. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наши замерзали ,конечно.Но была и вполномасштабно реализована замена обмурдирования .Статистику вычисления замерзших очень трудно осуществить ,но она примерно 1 к 3 в пользу наних .Статистика не способных воевать всвязи с настигнутыми морозами тем более.В войсках РККА вообще не замерзали от того что продолжительность жизнидеятельности солдата на передовой не давала ему замерзнуть т.к. пуля была быстрее .Но все же.Блицкрик провалился .Гитлер что не знал что солдат вермахта надо переводить на форму зимнего периода при любом раскладе .Зима оказалась очень ранней.,очень марозной.А теперь мы проведем две поралельные . Гитлер при нападении расчитывал на внутреннее сырье и производство СССР .Он предпологал задействовать всю энергетическую и производственную деятельность Советов .В том числе (очень удачный пример ) с паравозами .От того что если бы он предвидел эту проблемму ,паравозы были бы под ,,парами ,,уже на первый день нападения .Но оказалось _хер там.Достаточно в короткий срок проблемма с железнодорожным транспортом была решена .А обмундерование .????  Ведь тоже возникшая проблемма так сказать не предвиденная .Уж ее то решить можно было в одночасе при тех захваченных териториях какие были на тот момент у Германии .Да плюс ко всему поставки Америкаских структут бизнеса имело существенный элемент .Ответ один .Гитлер гнал свою армию чтоб она спряталась в квартирах сраженной Москвы .Но тогда еще вопрос .Но и на этом война была б не закончена .Наверняка поменялась бы тактика ,Но мы знаем на примере истории что Москву уже сдовали .Но это было пепелище.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

https://pandia.ru/text/79/118/55936.php

Немецкое зимнее обмундерование .Оно просто стояла в тылах ,железнодорожных вагонах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 04.03.2019 в 18:31, salempad сказал:

Статистику вычисления замерзших очень трудно осуществить ,но она примерно 1 к 3 в пользу наних

 

 Кто это вычислял ? Нужны ссылки на документы. наверняка они есть. Я вот знаю, что 126 СД на декабрь месяц была в ботиночках. А вот тем, кто например, "крепость Демянск" штурмовал, мало и тулупы помогали, так как немцы сидели в деревнях, а наши, как правило,  кругом по болотам бегали. Кстати, СС и люфты были своевременно переодеты. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я представляю ,,СС,, и в обмотках.)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×