Перейти к публикации
Берёза-9

Два самолета на Смоленщине. Помощь в поиске информации.

Рекомендованные сообщения

И так коллеги. Прошу помощи в установлении двух самолетов и имени летчика, останки которого были обнаружены в одном из них. Начнем по порядку. В декабре 2014 года в районе поселка Кардымово, нами было обнаружено место падения советского бомбардировщика ДБ-3ф. В первом же шурфе пошли останки. Раскопки мы проводили в течении 9ти месяцев и к настоящему времени они практически завершены. Из глубины около 4х метров были извлечены различные детали и фрагменты самолета и двигателя (в том числе номерные), два пулемета ШКАС, останки летчика, детали подвесной системы парашюта, карманные часы.

post-7288-0-69020700-1458559774_thumb.jpg

post-7288-0-60705200-1458559885_thumb.jpg

post-7288-0-06633200-1458559953_thumb.jpg

post-7288-0-93830400-1458560029_thumb.jpg

post-7288-0-28119100-1458560105_thumb.jpg

За время прошедшее с момента завершения раскопок, была проведена определенная работа и кое что удалось установить. Но все дальнейшие попытки выяснить , кто же этот летчик и что за самолет мы нашли приводят в тупик. На сегодняшний день известно: Данный самолет принадлежал 212 му ДБАП и был сбит в период с 15.07.41 по 26.08.41. Вся остальная информация теряется в ЦАМО. Я обращался в эту уважаемую организацию, но получил формальную отписку которая не только не помогла в установлении имени героя, но и посеяла кучу сомнений и дополнительных вопросов. Вот этот ответ-

post-7288-0-92157400-1458560697_thumb.jpg

post-7288-0-99609000-1458560751_thumb.jpg

 

Возможно у кого то из форумчан есть возможность помочь в решении данного вопроса, будем очень благодарны.

 

Что касается второго самолета , то информация будет в следующем посте.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не грешите зря на ЦАМО - вам далеко не отписку дали .

ПО сути полный расклад по части и срокам .

Если думаете что в документах того времени был порядок  и каждая машина в актах списания имела указания на номера двигателей и агрегатов и экипаж был строго устоявшийся -то разочарую 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну да , по документам уже хоть что то есть, порой и этого нет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не грешите зря на ЦАМО - вам далеко не отписку дали .

ПО сути полный расклад по части и срокам .

Если думаете что в документах того времени был порядок  и каждая машина в актах списания имела указания на номера двигателей и агрегатов и экипаж был строго устоявшийся -то разочарую 

Прошу прощения, что не так подробно описал процесс общения с ЦАМО, как это следовало. Уже когда мы запрашивали данные из ЦАМО, мы знали из какой части этот самолет, знали его заводской номер, знали когда он упал, даже знали фамилии некоторых членов экипажей, которые могли  быть в этом самолете. Эту информацию мы и направили в ЦАМО, нужно было прислать нам только бортовой номер, самолета № 1359 и список летчиков которые улетели в этот злосчастный день. Вместо этого в ответе из архива, информация про экипаж Пружинина (который похоронен под Калугой). Данные некоторых летчиков и стрелков или не полные или искажены. Всё это только мешает установлению истины. Я не верю, что в ЦАМО нет данных по оружию, нет данных о закреплении самолетов за экипажами, нет данных о том кто и на чем улетел. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

нет данных по оружию

Сань, вот этого совершенно точно нету.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

нет данных по оружию

Сань, вот этого совершенно точно нету.

 

Ну не уже ли служба вооружения три пулемета просто так потеряла. Должны были хоть какой актик состряпать. Технари движок и самолет списали, акты предоставили, а оружейники на это дело забили.....?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всеобщая беда при обращении в архив это то что редко кто представляет саму структуру архива . 

А это действительно важно и запрос в архив это не запрос гуглу .

Для точного ответа нужно иметь точный вопрос. Знаете дату -её и указывайте и указывайте все имеющийеся по итогам работы на месте данные - только тогда будет шанс .

Имел опыт поиска имен по отрывочной информации и до сих пор помню  как принесли примерно 70кг макулатуры в 13 томах .

из которых 3 тома были байками которые сделали бы честь самому Мюнхгаузену . 2 перечнем переписки тех части  - и там под грудами отчетов по ремонтам и распоряжениями класса "если механики будут топором срубать клепку при ремонте то рубить сим баранам этим же топором головы"  Далее шло описание жизни части и происшествий в ней  где было только то что творилось на земле . В итоге искомое нашел то там где вообще не ожидал .

Все вооружение  и его оборот мерялось в штуках  ни одного номера нигде и никогда . Списание самолетов и экипажей сплошь и рядом шло через жопу - задним числом без указания деталей . порой по итогам полугодия и года .

Т.е. ваш вполне мог быть списан уже после переименования и задним числом . т.е. просто формально исчезнуть .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всеобщая беда при обращении в архив это то что редко кто представляет саму структуру архива . 

А это действительно важно и запрос в архив это не запрос гуглу .

Для точного ответа нужно иметь точный вопрос. Знаете дату -её и указывайте и указывайте все имеющийеся по итогам работы на месте данные - только тогда будет шанс .

Имел опыт поиска имен по отрывочной информации и до сих пор помню  как принесли примерно 70кг макулатуры в 13 томах .

из которых 3 тома были байками которые сделали бы честь самому Мюнхгаузену . 2 перечнем переписки тех части  - и там под грудами отчетов по ремонтам и распоряжениями класса "если механики будут топором срубать клепку при ремонте то рубить сим баранам этим же топором головы"  Далее шло описание жизни части и происшествий в ней  где было только то что творилось на земле . В итоге искомое нашел то там где вообще не ожидал .

Все вооружение  и его оборот мерялось в штуках  ни одного номера нигде и никогда . Списание самолетов и экипажей сплошь и рядом шло через жопу - задним числом без указания деталей . порой по итогам полугодия и года .

Т.е. ваш вполне мог быть списан уже после переименования и задним числом . т.е. просто формально исчезнуть .

Все произошло слово в слово как Вы написали. Самолет списывали уже в другой части в феврале 42го, на основании бумаг от августа 41го. И что касается первых строк Вашего поста, все было сделано, точно так как Вы пишите. Все данные были собраны и переданы в архив и два вопроса поставлены (бортовой номер и кто улетел)....

Изменено пользователем Берёза-9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а оружейники на это дело забили.....?

Да нет, не забили. Самолет комплектовался вооружением на заводе изготовителе и по учету проходил как единое целое, без раздербанивания его на составляющие, пушки и ШКАСы. Оружейники отвечали лишь за его техническую составляющую, а так же за укомплектованность боеприпасами.

Как то пытался вентилировать эту тему уже давно. В случае списания самолета, в акте редко-редко указывались номера вооружения.  Есть форум по самолетам, там эта тема была разжевана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чота мы не в ту сторону погнали коней, про работу ЦАМО , списание , и укомплектованность давайте отдельно, а то ща всё перемешаете . 

 

Выложите полную информацию что известно по этому самолёту. То что написано конечно хорошо, но я так понимаю это не всё ? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чота мы не в ту сторону погнали коней, про работу ЦАМО , списание , и укомплектованность давайте отдельно, а то ща всё перемешаете . 

 

Выложите полную информацию что известно по этому самолёту. То что написано конечно хорошо, но я так понимаю это не всё ? 

Кроме того, что я уже сообщил, документально подтвержденной информации больше нет. Мы составили примерный список тех кто мог улететь 26 июля и вычленили из него тех кто мог остаться в самолете. Вот этот список -

 

Экипаж самолета №30 на момент вылета 26.07.41  (но в каком составе улетели не известно)

ком. Самаев Н.М. - остался жив 

бомбар.Булах Т.П. - остался жив 

стрел. Бердзенишвили В.С. - остался жив 

штур. Господарчук И.П. - пропал безвести 

Экипаж самолета №28 на момент вылета 26.07.41 (но в каком составе улетели не известно)

ком. Яницкий Л.В. - остался жив 

стрел.Сажин В.В. (Санин) - пропал безвести 

штур. НЕИЗВЕСТЕН 

стрел.НЕИЗВЕСТЕН 

Но по различным данным в экипаж №30 входил стрелок Садовой, а в экипаж №28 стрелки Мазурь , Исаев А.С. и штурмана Ковалик А.И (вроде дожил до победы) и Комков А.С. (кто из этой компании улетел на задание 26.07.41го неизвестно). 

Кроме этих ребят есть еще штурман Лазарев Алексей Васильевич 1912 г/р. который пропал безвести 26.07.41го. 

Процесс поиска родственников членов экипажа, вряд ли будет интересен. Но дочь штурмана Госпадарчука мы нашли. 

 

Про принадлежность самого самолета номеру 30 или 28 данных нет. НО!!! только что коллеги сообщили,что есть еще один самолет не далеко от нашего и то же  вроде бомбёр. Вот если это второй из этой парочки, то тогда будет над чем работать!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот и второй самолет со Смоленщины. Август прошлого года, сборщик металлолома в километре от деревни Холмы Угранского района, находит торчавшую из земли трубку. Копает лопатой, а там еще есть. Лучшего ничего не придумал, нанимает друга алконавта и при помощи экскаватора рвут целый самолет по кускам до самого мотора. Вырванные запчасти ломают, рвут, курочат и складывают в кучки для сдачи в чермет. Когда начали дербанить патроны, дошло до правоохранителей и они пресекли вандализм на последней стадии. Меня и коллегу Игоря из Владимира пригласили осмотреть место и если, что то еще возможно спасти. Вот,что нам удалось заснять на месте.

post-7288-0-48906000-1458572051_thumb.jpg

post-7288-0-25579900-1458572055_thumb.jpg

post-7288-0-63093400-1458572058_thumb.jpg

post-7288-0-47411900-1458572061_thumb.jpg

post-7288-0-29680800-1458572067_thumb.jpg

post-7288-0-77002000-1458572069_thumb.jpg

post-7288-0-36065700-1458572073_thumb.jpg

post-7288-0-64105700-1458572153_thumb.jpg

post-7288-0-36065700-1458572073_thumb.jpg

post-7288-0-14065800-1458572208_thumb.jpg

 

Информация которую удалось получить при осмотре деталей:

Часть блока двигателя М-105, 
Предположительно, тип самолета - Як(?).

Найдены гильзы и патроны пушки ШВАК и пулемета БС. Маркировка на гильзах - 1942 год.

Найден хвостовой "дутик" в сборе с амортизатором. Были 2 шильды: "Завод №153 Серия 45 №94" и "Завод №153 серия 42 №..."
На шатунах двигателя выбит номер "315-335". Кроме того, на куске алюминиевой литой детали также выбит номер "315-335", однак этим номером забит другой - "ПФ-1370"
Найдены куски покрышки и камеры от основной стойки шасси. Маркировка: "650х200"

 

  Вот пока и всё,что мы знаем. Останков летчика, обмундирования и личных вещей не нашли. Надеюсь, что парень остался жив!

post-7288-0-44730300-1458572282_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

похоже як7б 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

похоже як7б 

Вот еще несколько фотографий...post-7288-0-60712700-1458573510_thumb.jpgpost-7288-0-77356600-1458573669_thumb.jpgpost-7288-0-30744800-1458573727_thumb.jpgpost-7288-0-29374500-1458573778_thumb.jpg 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Берёза-9, Ену так это уже сужает круг . просто ща на работе особо вникать некогда , но есть уже от чего оттолкнутся , надо упереться и довести дело до конца .  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Берёза-9, Ену так это уже сужает круг . просто ща на работе особо вникать некогда , но есть уже от чего оттолкнутся , надо упереться и довести дело до конца .  

Дай Бог что бы все получилось. Пол года топчемся на одном месте.

 

Вот координаты мест падения самолетов по Яндекскарте.

 

1.Бомбардировщик- 54.912821, 32.350236.

2. ЯК - 54.592768,33.906642

Изменено пользователем Берёза-9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про принадлежность самого самолета номеру 30 или 28 данных нет.
В донесениях сказано что и у Самаева и у Яницкого , все покинули самолёт , Яницкий рапортовал, что стрелок убит, однако стрелок вернулся , так что все вроде как на месте . 

Иван Прокофьевич погиб через месяц .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Про принадлежность самого самолета номеру 30 или 28 данных нет.

В донесениях сказано что и у Самаева и у Яницкого , все покинули самолёт , Яницкий рапортовал, что стрелок убит, однако стрелок вернулся , так что все вроде как на месте . 

Иван Прокофьевич погиб через месяц .

 

Как поет один известный бард - " ...вот тут и началась простите лажа....". В боевом донесении за 26.07.41г. ЦАМО РФ, оп 393796, д.7, л.40. сказано, что Господарчук И.П. пропал без вести 26 июля 41 года. В ОБД Мемориал написано, что он пропал 28.08.41года. Самолет который мы нашли, значится сбитым (по акту списания) 26.08.41года (хотя по донесениям вылетов в этот день не было). Кругом одни не стыковки именно это и не позволяет сделать вывод, кто погиб в самолете и что это за самолет. На прошлой неделе, нашел могилу Самаева в Кабардино-Балкарии. Он уже ничего не расскажет. Нужен вдумчивый человек в архиве. Все кого я туда засылал с задачей не справились, каждый по своей уважительной причине.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нужен вдумчивый человек в архиве. Все кого я туда засылал с задачей не справились, каждый по своей уважительной причине.
Ждём Виктора :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Нужен вдумчивый человек в архиве. Все кого я туда засылал с задачей не справились, каждый по своей уважительной причине.

Ждём Виктора :)

 

Лист боевого донесения по 212 ДБАП за 26.07.41г. Нас интересует пункт 2.

post-7288-0-12834600-1458629763_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К БД ещё и карта должна быть приложена :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К БД ещё и карта должна быть приложена :)

Может она там и есть (в ЦАМО) но я туда попасть не могу, а гонцы туда направленные ни чего не нашли. Но если условно провести прямую линию между аэродромом базирования и целью, то место падения будет примерно на этой линии.

Изменено пользователем Берёза-9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может она там и есть (в ЦАМО)
В шапке написано в приложениях к БД . 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Может она там и есть (в ЦАМО)

В шапке написано в приложениях к БД . 

 

У меня на сарае то же написано....а там дрова лежат (этим бумагам трудно доверять). Но карта мало,что даст. Она может указать где группа распалась и где был сбит Пружилин. Нам это ничего не дает. Вот мои рассуждения по Яндексу. Черная точка это место где мы нашли самолет, серая линия это прямая от аэродрома до цели.

post-7288-0-22361800-1458632215_thumb.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Место падения самолета ЯК между деревнями Холмы и Буда, обозначено черной точкой

post-7288-0-42746000-1458759164_thumb.png

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×